Суженый мой, ряженый…

Суженый мой, ряженый…

Суженый мой, ряженый…

   Среди святочных развлечений, особенно молодежи, в наших краях, всегда особое место занимали гадания. Занимались этим чаще всего девушки, желая приоткрыть, даже при помощи нечистой силы, завесу тайны  над  будущим  и узнать  имя своего суженого. О различных способах гадания в Олонецкой губернии, в частности, в северной части Пудожья (Пудожгора и Песчаное), можно узнать из интересной статьи в «Олонецких губернских ведомостях» (№100 за 1894 г.), которую я предлагаю вниманию читателей, с небольшими сокращениями. Автор – П. (очевидно, П. Певин)

Утром в Рождество  Христово девица, начиная печь блины, кладет сковородку с блинами сперва на «ошосток» (площадка перед устьем русской печи – А. К.), а сама со сковородником  бежит на улицу. Прибежав на проезжую дорогу, проводит сковородником черту, и отбегает за угол какого-либо здания. Притаившись здесь, она наблюдает и ожидает, не пройдет ли кто по её черте. Если пройдет кто-либо…,  возвращается домой с мыслью, что она выйдет замуж…, жених же будет с той стороны, откуда шел случайный прохожий. В противном же случае, возвратившись домой, девица достает первый блин и с ним  отправляется слушать под окно к соседям. Выйдя на улицу, кладет блин на лицо, и, подходя в такой маске к дому соседа, чаще всего берет кого-либо из живущих в доме «на имя» (т. е. придает особое значение словам именно  этого человека – А. К.). Особое внимание  придает характеру разговора у соседей. Если разговор о  сватовстве или  свадьбе, о согласии мужа с женой, о семейных радостях и т. д., то он обещает хорошее – замужество, счастье и т. п. Напротив, коль скоро разговор идет о старых девах и холостяках, о раздорах и драках, да еще коснётся мертвецов, то мало хорошего должна ожидать для себя девица. Но иногда общий ход разговора ничего не дает подслушивающей.  На этот случай и берут кого-либо «на имя». Выражения «пой (пойди –А. К.) вон», «выдь с места», «ушла» и т. д. предвещают скорое замужество, в отличие от выражений «сядь на место», «останься», «дома засиделась». Подобным образом подслушивают утром в день Нового года и в святочный воскресный день.

Но главным образом все гадания происходят вечером. С наступлением сумерек девицы по несколько вместе опять отправляются подслушивать под окнами…, слушают ежедневно. За вечерним следует ночное подслушивание, которое происходит за деревней, на росстанях, на озере, на реке. …Чаще всего ночью идут слушать несколько человек, т. к. один редко кто решается. Выйдя за деревней на открытое место, все садятся в круг, обернувшись лицом друг к другу. Один… обводит сковородником на снегу три круговых черты и этим предостерегает себя и своих товарищей от вражьей силы, которая через проведенные благословленные круги переступить не в состоянии .

…Отправляясь слушать, дома оставляют шейные кресты, т. к. с крестом ничего не почудится. А так как без креста доступ нечистой силы лёгок, то охраной от этой силы и служат круги.

Сидя в круге, все сохраняют глубокое молчание и прислушиваются, не почудится ли чего-либо… И вот, по уверениям слушавших, иногда слышится звон колокольчиков, лошадиный топот, говор народа, весёлое пение, лай собак. Иногда же – …плач, погребальное пение, крик совы. По первым звукам можно ожидать свадьбы, а с ней и радостей, по другим – горести, печали, долгого девичества. С той стороны, откуда доносится звон колоколов, лай собак,  придет жених, а для жениха там невеста… Ни пошевелиться, ни оглянуться, ни заговорить во всё это время …нельзя…, тем более выходить из круга. Если же кто-нибудь забоится и побежит, то беглецу представляется, что за ним кто-то гонится; хорошо, если вовремя успеть добежать до дому и перекреститься.

…Молодёжь, вечером накануне Нового года имеет обыкновение лить олово. Расплавят кусочек олова, и выливают его в чашку с водой. Затем рассматривают, какую форму приняло олово. Если видят, что вылилось очертание кольца, венца, церковного аналоя, лошади, кибитки и т. п., то …быть свадьбе , а подобие ящика-гроба, ямы, могильной насыпи – значит, радостного не ожидай.

Чтобы узнать, с какой стороны придут женихи, как имя жениха, вид, семейное положение, … в святки выносят утром  из избы сор и бросают его на дорогу и примечают, откуда и кто первый пройдет по этому сору.

Чтобы узнать, в какую сторону придется выйти замуж, ночью девица  берет в подол снегу и  идет с ним на росстани. Здесь высыпает снег на дорогу и приговаривает: «  Сею, сею беленький снежок – залай, залай, собачка на судимой стороне». Произнеся три раза, девица припадает головой к тому месту, где посеяла снежок и слушает, не залаяла ли где собака. Где тявкнет собака, там и «судимая» сторона.

Желая узнать, будет ли свадьба в настоящем году, девицы завязывают лошади глаза передником, садятся поочередно на лошадь и примечают, куда пойдет лошадь. Если… прямо к двери…, то в настоящем году выйдет замуж…

Чтобы увидеть богосуженого, …около полуночи… девица выходит на крыльцо и произносит три раза : «…богосуженый, …богоряженый, приходи со мной в зеркало смотреться» и затем возвращается в избу, не перекрестив, конечно, ни одних дверей. В избе она садится к столу, на котором положены зеркало и свечи и смотрит в зеркало. Иногда гадальщица слышит, что кто-то подъезжает к дому, …входит в сени, отворяет дверь в избу и подходит к ней (а она сидит спиной к дверям – А. К.). Пришедший смотрит через ее плечо в зеркало, затем скрывается.  Впоследствии оказываеся, что смотревший был точь-в-точь, как ее жених и муж. В некоторых местах делают иначе. Кладут на «ошосток» сковороду, а на сковороду зеркало и свечу. Сходив на крыльцо покликать богосуженого, гадающая ложится на печь, кладёт на шею хомут и в таком виде смотрит в зеркало, ожидая появления богосуженого.  Еще один способ увидеть богосуженого : ночью девица кладет на стол краюху хлеба и соль, подметает сама избу и, взявши сор, выходит на крыльцо и произносит: …богосуженый, …богоряженый, приди ко мне ужинать, кромочки доедать». После троекратного произношения возвращается в избу и садится под стол, лицом к порогу – огонь бывает затушен. Высмотреть богосуженого,если он придет ужинать, нужно уже при лунном свете.

Более вероятно увидеть богосуженого во сне.

…Девица после беседы берет лучину и с лучиной идет к колодцу или к проруби. Достаёт воду и обмачивает водою лучину. Возвратившись домой, разламывает лучину на мелкие части, ложится на постель и выше постели  устраивает из разломанных лучин подобие колодца. В средину этого сруба кладет одну лучинку, изображающую черпало (ведро), которым воду достают из колодца. Затем отправляется на крыльцо и призывает богосуженого: «…богосуженый.., богоряженый, колодец мой, приди коня пой». Произносит трижды, а потом идет в избу и ложится спать. Ни дверей, ни себя на сон грядущий не перекрестит, иначе никакого видения не будет. Второй способ увидеть богосуженого таков. Во время ужина гадальщица отламывает от первого ломтя хлеба кусочек, откусывает от него один раз. Остаток же прячет. Перед сном завертывает этот остаток в рукав, выходит на крыльцо и трижды призывает суженого, после чего возвращается в избу, не перекрестив ни дверей, ни себя и, не говоря ни с кем ни слова, ложится спать.  Во сне она и увидит богосуженого.

Для той же цели, чтобы показался богосуженый, у спящей девушки кладут в косу замок, запирают его и  убирают ключ. Запирая его, произносят: «Богосуженый, богоряженый, приди, косы отомкни»….

Молодцы гадают сравнительно мало. На ночное слушанье отправляются редко и немногие…  Ложась же спать, иногда молодцы … призывают богосуженую придти и показаться в ночном видении.  Желая увидеть богосуженую во сне, молодец ночью  отправляется в поле, где есть стог жита, из стога достает три снопа и  выбирает из колосьев несколько житных зерен. Эти зёрна он дома разбрасывает по своей постели.   Затем выходит на крыльцо и  говорит три раза: «У меня жито посеяно, …богосужена, …богоряжена,  приди жито жать». После этого ложится спать,  в надежде увидеть в образе жнеи  богосуженую.

А. Костин

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш имейл не опубликован*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Контакты

89214564543
Istok_sily@mail.ru
Карелия, Пудожский район, д.Нигижма, ул.Пионерская, д.39.
Istok_sily@mail.ru

Социальные сети