Хухляки

Хухляки

Хухляки

В русском праздничном календаре еще с незапамятных времен особое место занимали Святки. Это череда праздников на протяжении 12 дней в самый разгар зимы, от Рождества Христова (по старому стилю) до Крещенья, когда народ, а пуще всего молодёжь, предавался самому безудержному веселью. Наряду с колядованьем и гаданиями, почетное место на Святках отводилось ряженым или маскированным, которые у нас на Севере носили еще одно название – хухляки.

Любили «маскироваться» как деревенские жители, так и горожане. Правда, делали это по-разному. Например, в городах Олонецкой губернии еще, возможно,  с петровских времен, в обычай вошли новогодние маскарады. Жителям Петрозаводска они пришлись по душе до такой степени, что, например, в 1894 году за время Святок почти не было дня без маскарада, проводившегося  в здании городского Благотворительного собрания. Причем  в 1892 году маскарад впервые проходил с вручением премий за лучшие костюмы. Эта новинка понравилась петрозаводчанам и уже в 1893 г. все маскарады (кроме 30 декабря) проводились с призами. В частности, одна из участниц  получила награду  за костюм из древесных стружек, а какая-то барыня отправила на маскарад свою прислугу, нарядив ее старой «досюльней» деревенской бабой  и та тоже получила приз. Эти праздничные мероприятия привлекали огромное число «маскирующихся». Так,  2 января 1894 г. маскарад оказался рекордным по числу входных билетов, их было  более пятисот.

Однако со временем маскарады стали терять свою привлекательность, особенно для людей из «благородного» общества. Причины тому достаточно понятно объясняет какой-то читатель «Олонецких губернских ведомостей» в своем письме в редакцию (1900 год): «Петрозаводский клуб открывает свои двери для всей маскирующейся публики и местная молодёжь жадно бросается в гостеприимный маскарад. В прежние годы маскарады больше посещались чистой публикой – чиновниками, преподавателями местных учебных заведений, Нередко бывали и представители нашего более высшего общества. Ныне же маскарад стал сборищем, куда сходятся все, кому не жаль 55 копеек за вход (для сравнения: в 1855 г. входные билеты на благотворительный маскарад стоили по 100 руб. – А. К.) . Нынешними посетителями маскарадов являются кухарки, горничные, мастеровые, мещане и самые мелкие чиновники. Такой разношерстной и неинтеллигентной публики не видало Петрозаводское Общественное собрание. Представители порядочного общества совершенно не посещают маскарад. Затасканные и грязные костюмы, вульгарные речи – кому это интересно слушать и смотреть?  Немало бывает и пьяных безобразий, так что полиции частенько приходится вмешиваться для восстановления порядка. Отчего бы не восстановить старые порядки, когда в маскарады пускали с разбором?». Не знаю, каков был отклик у читающей публики на это письмо, но мода на маскарады, насколько я знаю, постепенно стала сходить на нет.   Что касается  Пудожа, то здесь новогодние маскарады проводились в помещении общественного собрания, но сведений о них я не нашел, за исключением маскарада в честь нового, 1915 года. Он носил патриотический характер в связи с начавшейся войной и все костюмы были посвящены союзникам России в этой войне, то есть Франции, Англии, Японии и т. д.

Маскарады в Петрозаводске посещала всё-таки больше «чистая публика», а люди попроще проводили Святки по старинке. В 1896 г. это выглядело так: «Преимущественно хухляки парни и девки «на возрасте». Ходят со своими музыкантами… партиями от 5 до 10 человек, пляшут с гостями домохозяина и, получив угощенье, или без него, идут дальше».

С размахом проводились Святки в деревнях Олонецкой губернии. Это было действительно время веселья и разгула. «Деревенский маскарад» 1889 года  выглядел так: «В деревнях вместо масок – куски редкой материи или кусок холста с прорезями для глаз и рта, в редких случаях – самодельные маски из синей бумаги с подмалёванными толченым кирпичем, клюквой, брусникой, сажей, глазами…».

По  словам тогдашнего краеведа М. Георгиевского, у которого я взял это описание,  выделялись два вида маскированных: в виде нищих в лохмотьях, с корзинками, палками, сумками или в виде покойника с натянутым на себя постельником (простыней). Маскировались обычно по вечерам, но иногда и днём толпа хухляков ходила по домам, взяв с собой какого-нибудь гармониста. Ходили с одной посиделки на другую и танцевали обычно кадриль.

А вот   в пудожских деревнях святочное веселье зачастую перехлёстывало через край, находясь на грани хулиганства. Так было в деревне Римское: «До Крещенья, в канун Крещенья днём беседа собирается, до беседы… приходили хухляками, все уроды, раз принесли покойника на  постельнике на дровнях …Шибайдуют, шубья перевернут, горб сделают… Весело было».

Среди популярных в пудожских деревнях святочных образов выделялся петух. Хухляки надевали на себя разную старую одежду и старались  рукава и штанины запихать в карманы. Полы от одёжки завязывали сзади, получался «хвост». «И выйдет как петух на двух ногах. Вот на санки… посадят, и на санках тащат, идти-то он не может много. Вот этого петуха в другую деревню тянут». Привозили этого хухляка в какую-либо избу и там: «Петух раз шагнет, другой шагнёт, равновесие потеряет, падёт и ноги кверху. Петуха ставят на ноги, ну и забава, все хохочут» (д. Нижний Падун). Одевались и катальщиками (катали валенки) и рыбаками и цыганками и пастухами.

Самые страшные, конечно,  были хухляки, изображавшие покойников. «…Принесут мертвеца… зубы страшные, маска белая…» (Гакугса). Еще одна святочная картинка: «А вот последний вечер ходят страшны хухляки. … Собралась я, шубу перевернула на леву сторону, кушаком подпоясалась. И напихала золы углей , всего в рваные штаны. Пришли, а там: «Ну, хухлячки, хухлячки, попляшите!»  И я пляшу, а сама угли-то  бросаю…». (Каршево). Все эти примеры святочного «маскированья» я нашел в замечательной статье   Р. Б. Калашниковой «Пудожская вечериночная традиция», которую советую прочитать всем, кто интересуется данным вопросом.

По сути, все  проделки хухляков сохранили в себе еще дохристианские, языческие черты, поэтому осуждались православием, как греховные. Именно  этим объясняются следующие слова из «Летописи Нигижемско-Георгиевской церкви»: «Молодёжь, маскирующаяся в святки, считает достаточным для себя и своей души искупить свой грех чрез купание в иордани в День Богоявления Господня».

Со временем святочные традиции в наших краях стали вырождаться и забываться, а кое-где – сводиться к обычному хулиганству. В 1924 г. один из петрозаводских обывателей в своих воспоминаниях (газета «Красная Карелия», 1924 г.) писал: «…Мне припоминаются былые святочные вечера, когда «холостые» ребята, вооружались ножами, топорами, ломами, перчатками и разъезжали по 10-15 человек в повозках на вечеринки в «чужую» часть города: Голиковку, Слободку, Зареку или Закаменное. В результате происходили свалки, напоминавшие настоящие сражения. …Малыши целыми толпами, с камнями в руках шли стенка на стенку».

О том же свидетельствует газетная заметка (1902 год) в газете «Олонецкие губернские ведомости»: « В г. Пудоже 1 января во дворе дома Кораблёва, на крестьянина Коловской волости деревни Гурьевской, Петра Пекарского, набросилась толпа маскированных, причем одним из набросившихся Пекарскому нанесены раны на голове».

В советские годы святочные забавы постепенно  стали терять свою популярность , особенно в городской местности.  Нынешние попытки их возрождения пока выглядят не слишком убедительно и широкого распространения не получили.

 

А. Костин

 

 

 

 

 

Я единственный раз столкнулся с хухляками во время работы в посёлке Немино, в середине 1970-х годов. Как-то раз зимним вечером сидел дома, готовился к урокам.  Включил музыку. Дверь была незаперта, и, обернушись на шорох сзади, я внезапно увидел рядом с собой два нелепо одетых существа, то ли женщин, то ли мужиков, с какими-то масками на лицах. В полном молчании они смотрели на меня, я – на них. Испугался я до полусмерти,

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш имейл не опубликован*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Контакты

89214564543
Istok_sily@mail.ru
Карелия, Пудожский район, д.Нигижма, ул.Пионерская, д.39.
Istok_sily@mail.ru

Социальные сети